О факультете в СМИ
 
Космоаэрокартография, философия, медицинская экология, фундаментальная химия… Получить специальность по этим направлениям можно только в одном учреждении высшего образования страны – Белорусском государственном университете. В совместном проекте «Знаменки» и БГУ, посвященном 100-летию вуза, мы расскажем об уникальных профессиях, которые осваивают здесь студенты.
Брать завтра с собой на работу зонт? Ждать ли заморозков в выходные, чтобы планировать высадку в открытый грунт томатов и перцев? Ответы на эти вопросы мы узнаем из прогноза погоды. Составление сводок – долгая и кропотливая работа, которой занимаются специалисты из разных областей, в том числе гидрометеорологи. Но студенты специальности «гидрометеорология» факультета географии и геоинформатики Белорусского государственного университета уверяют, что область их компетенций намного шире, чем просто составление прогноза погоды.
 
На факультете географии и геоинформатики подготовили около 200 специалистов-гидрометеорологов

От сельского хозяйства до энергетики

БГУ – единственный вуз в стране, где готовят экспертов в области гидрометеорологии. Обучать студентов этому направлению в университете начали в 2006 году. В отдельную специальность гидро­метеорологию оформи­ли в 2013-м, с того момента в дипломах выпускников к квалификации «географ» добавилось еще одно слово – «гидрометеоролог». Специа­листы со знаниями в этой области востре­бованы на рынке труда, констатирует заведующая кафедрой общего землеведения и гидрометеорологии Юлия Гледко:
 
– Климат влияет на многие сферы деятельности человека, будь то сельское хозяйство или энергетика. Поэтому грамотные специалисты, которые могут собирать и анализировать гидрометеорологическую информацию, крайне необходимы. 

На факультете географии и геоинформатики подготовили около 200 специалистов-гидро­метеорологов, добавляет Юлия Александровна:

– Выпускники трудятся в системе учреждений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Также молодых специалистов приглашают в институты и организации, чья деятельность связана с добычей полезных ископаемых, строительством и транспортом. Но основным заказчиком кадров на протяжении долгих лет остаются Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загряз­нения и мониторингу окружающей среды (Белгидромет), его областные и район­ные подразделения.

Одно из направлений, которому уделяется особое внимание на кафедре, – сотрудничество с международными коллегами. В числе партнеров – организации и уни­верситеты России, Украины, Литвы, Польши, Германии, Швеции и Финляндии, продолжает Юлия Гледко:

– Обсуждаем вопросы совместной работы в области подготовки кадров с одним из институтов КНР, составлен проект договора о сотрудничестве с Одесским экологическим университетом. Коллеги из Российского гидрометеороло­гического университета приглашают поучаствовать в проекте «Плавучий университет»: отправиться в экспедицию и исследовать морские акватории. 

Что покажет осадкомер? 

В учебном плане будущих гидрометеорологов есть как общие географические дисциплины, так и специальные курсы. Студенты изучают гидрологию водохранилищ, теорию общей циркуляции атмосферы, агрометеорологию, прикладную климатологию и десятки других предметов. Помимо пар в аудиториях у ребят много практических заня­тий, для их выполнения далеко ездить не нужно – во дворике расположен собст­венный автоматизированный метеорологический комплек­с, уточняет Юлия Гледко:

– Такими оснащены все метео­рологические станции Белгидромета. Наш комплекс автономен, но есть задумка включить его в общую сеть.
 
Часть занятий у студентов проходит на автоматизированном метеорологическом комплексе
 
На станции факультета студенты занимаются с пер­во­го года обучения. По­этому, проводя мини-экс­курсию по площадке, первокурсники Елизавета Лузгина, Дарья Разуванова и Андрей Разла­до­вич чувствуют себя уверенно. 

– Здесь есть приборы, фиксирующие температуру, скорость ветра, атмосферное давление, – перечисляет Даша, – а зимой выходим со снегомером и определяем высоту снежного покрова. 

– А что это за устройство причудливой формы? – указали мы на высокую металлическую конструкцию, верхушка которой напоминает лепестки.

– Это осадкомер, – пояснил Андрей, – специальный прибор для измерения осадков: дождя, снега, града. 

Неужели студентам приходится постоянно дежурить на станции, следить за ее работоспособностью и снимать показания? Лиза поспешила развенчать наши догадки:

– Данные с приборов напрямую передаются на один из компьютеров кафедры. Студенты их проверяют, исключают ошибки. За время работы станции собрали объемную базу информации, кото­рая используется для напи­сания курсовых, дип­ломных и научных работ.
 

И физика может быть интересной

В последние годы набор на «гидрометеорологию» на 80 процентов состоит из иногородних студентов. И наши собеседники тому подтверждение: Лиза родом из Полоцка, Даша из Гомеля, а малая родина Андрея – Лида. У каждого из ребят своя история выбо­ра будущей профессии. Так, Елизавета целенаправленно шла именно на эту специаль­ность:

– Гидрометеорология сочетает в себе разные направления: климатология, синоптика, изучение гидросферы. Мне показалось, что здесь смогу получить универсальный набор навыков. Пока в своем решении не разочаровалась.
 
Во время поступления Андрей четко знал, что станет абитуриентом факультета географии и геоинформатики. Изучив весь перечень специальностей, остановился именно на «гидрометеорологии»:

– В Лиде есть своя станция. Каждый раз, проезжая мимо, невольно бросал взгляд в ее сторону. Теперь, возможно, сам когда-нибудь смогу на ней поработать.

Сложно ли обучаться профессии? Даша не скрывает, что порой приходится непросто:

– При поступлении сдавали математику. Когда узнала, что во время учебы будет еще и физика, вспомнила школьные уроки и то, как иногда по несколько раз перечитывала параграф, потому что ничего не понимала. Но оказалось, что физика – это очень интересно. Во многом из-за преподавателя: на нашей кафедре работают увлеченные своим делом люди, этому у них учимся и мы. 

Пишет Настаўницкая Газета

У Гродна прыехалі 116 старшакласнікаў, пераможцы трэцяга этапу алімпіяды, якія прадстаўлялі ўсе шэсць абласцей краіны і Мінск.

Гродна — вельмі цікавы горад для географаў. Да таго ж палявы тур алімпіяды праходзіў у маляўнічых месцах каля Каложскай царквы на беразе ракі Нёман, а таксама ў гістарычным цэнтры горада на вуліцы Савецкай. 

Международная научно-практическая конференция "Развитие географических исследований в Беларуси в XX-XXI вв." пройдет 23-26 марта в БГУ. Приурочена она к 60-летию кафедры физической географии мира и образовательных технологий и 100-летию со дня рождения профессора О.Ф.Якушко. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе вуза.

"Конференция организуется в очно-дистанционном формате с участием около 250 научных сотрудников и преподавателей географического профиля из Беларуси, России, Украины, Польши, Литвы, Молдовы, Азербайджана, Китая", - рассказали в пресс-службе.

Научный форум предполагает ряд мероприятий. В первый день, 23 марта, состоится выставка научных трудов выдающегося белорусского географа и геоморфолога, основателя отечественной лимнологической школы и первой женщины в республике доктора географических наук (1970) Ольги Якушко. Также в этот день можно ознакомиться с исследованиями сотрудников кафедры общего землеведения и гидрометеорологии и кафедры физической географии мира и образовательных технологий. Все выставки будут работать с 10.00 до 17.00.

Открытие и пленарное заседание пройдет 24 марта. Здесь с докладами выступят ученые БГУ, Института природопользования НАН Беларуси, Российского государственного гидрометеорологического университета, Казанского федерального университета и других. Продолжится программа форума работой двух секций, в рамках которых обсудят климатические риски и актуальные проблемы климатологии и метеорологии, актуальные проблемы лимнологии и гидрологии, инновационные педагогические технологии и развитие географического образования, теорию и методологию современных географических исследований.

Научные чтения, посвященные двум памятным датам, организуются 25 и 26 марта. Также в эти дни состоится работа круглых столов "Наука и молодежь: роль научно-исследовательской работы студентов, магистрантов и аспирантов в развитии географической науки" и "Адаптация к изменениям климата в Беларуси: практики вовлечения общественности". Для участников конференции также запланированы экскурсии в обновленный Музей землеведения и оранжерею факультета географии и геоинформатики.

Организатором конференции выступает факультет географии и геоинформатики БГУ при поддержке министерств образования и природных ресурсов и окружающей среды, Национальной академии наук, Белорусского географического общества.

Кафедра физической географии мира и образовательных технологий как самостоятельное структурное подразделение основана в 1961 году. Она внесла большой вклад в становление и развитие в Беларуси таких научных направлений, как региональная физическая география, биогеография, палеогеография и эволюционная география, дендроиндикация и дендроклиматология, методика вузовского и школьного географического образования, общая и региональная топонимика. Сотрудники кафедры выполняют совместные научные исследования с Минским городским и Минским областным институтами развития образования и с учреждениями НАН Беларуси. В частности, с Институтом экспериментальной ботаники им. В.Ф.Купревича, Институтом плодоводства, Центральным ботаническим садом, НПЦ по биоресурсам, Институтом природопользования. Также здесь работают выпускники кафедры и осуществляется подготовка специалистов. За 60-летний период сотрудниками кафедры подготовлено свыше 1000 высококвалифицированных специалистов.

СБ

Обновление Музея землеведения факультета географии и геоинформатики стало одним из первых мероприятий по модернизации материально-технической базы к 100-летию БГУ.

В основу концепции современного музея положена идея создания образовательно-просветительской базы в области геологии. С учетом этого в структуру включены демонстрационный и учебно-методический залы. В первом представлены коллекции минералов и горных пород, самоцветов, аметистов, палеонтологический отдел, экспонаты мамонтовой фауны.

Образцы во втором зале расположены в соответствии с учебными дисциплинами факультета «Минералогия», «Петрография», «Палеонтология» и «Палеогеография». Преподаватели факультета проводят здесь практические и лабораторные работы со студентами. Кроме того, на базе музея создана геммологическая лаборатория, позволяющая проводить работы по определению минералов. 

После реконструкции выставочный фонд музея увеличился с семи до десяти тысяч образцов. Самой многочисленной является коллекция кварца – свыше тысячи экземпляров. Один из них, кристалл горного хрусталя, весит 440 кг. Редчайшие находки ледникового периода, а также экспонаты возрастом до двух миллиардов лет включает палеонтологический отдел музея. Это черепа мамонта, шерстистого носорога и овцебыка, челюсть пещерного медведя и др. Значительная часть из них вымерла 10–15 тысяч лет назад.

Выставочные стенды оформлены по тематическому и хронологическому принципам с использованием современных информационных технологий. Справочную информацию о музее и отдельных экспозициях можно узнать с помощью четырех сенсорных мультимедийных панелей. Посетителям предлагается экскурсия с помощью аудиогида. Сейчас он доступен на русском языке, в ближайшее время появятся версии на английском и китайском. Планируется пополнение коллекции Музея землеведения редкими железными метеоритами из Швеции весом 128 и 43 кг.

 

Ее авторами являются сотрудники факультета географии и геоинформатики под руководством профессора кафедры региональной геологии Валерия Губина.

До настоящего времени в Беларуси при поиске залежей нефти космические данные дистанционного зондирования Земли применялись ограничено. Инновационная технология основана на комплексном анализе сейсмической информации и космических снимков, в том числе полученных с Белорусского космического аппарата. 

Результатом обработки данных являются космоструктурные карты, на которых отмечены нефтеперспективные зоны. Карты позволяют сократить количество сейсмических исследований, повышают объективность прогнозирования залежей нефти и ускоряют процесс определения участков для проведения буровых работ.