Поздравляем студентов магистратуры Розжаловец Ольгу Адамовну и Михайлова Сергея Сергеевича с получением ГРАМОТ БГУ за участие в Конкурсе на лучшие научные работы БГУ 2022 года!
Новая героиня рубрики «Ученый будущего» когда-то мечтала стать организатором культурно-массовых мероприятий. Позже ее поманила сфера туризма и профессия гида, что стало причиной поступления на факультет географии и геоинформатики. Но в какой-то момент девушка сделала акцент на картографию и экономическую географию. Теперь сфера ее профессиональной деятельности территориальная организация экономической жизни общества. О том, как не потеряться в потоке новых знаний, и где искать точку опоры расскажет обладатель стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым в 2020 году, заведующая кафедрой экономической и социальной географии факультета географии и геоинформатики БГУ, кандидат географических наук Лилия Сушкевич.
Начало начал
Лилия Сушкевич (в девичестве Жигальская) родилась и выросла в Минске. Училась в Гимназии № 61. «В школьные годы было очень много интересов, начиная от науки и заканчивая спортивно-бальными танцами и хэндмейдом, – рассказывает Лилия. – Всегда активно принимала участие в школьных мероприятиях: спектаклях, концертах, конкурсах для школьников и спортивных соревнованиях. Что касается научной жизни, ярким моментом и, наверное, первой серьезной научной работой стала подготовка в 9 классе под руководством учителя по мировой художественной культуре Елены Ивановны Большаковой научного проекта «Образ матери в искусстве Беларуси». Инициативу отметили на городском конкурсе научных работ школьников. Я получила диплом лауреата.
Не могу ответить, почему в принципе заинтересовалась научными исследованиями. Мои родители далеки от данной сферы. Папа – водитель, мама много лет работает на заводе. Но я точно знаю, что именно семья, общение с родными придает силы, помогает двигаться вперед и не сдаваться, чтобы ни случилось».
Верная траектория
Углубленно заниматься географией наша героиня стала абсолютно случайно. «Как-то на уроке учительница географии Тамара Леонтьевна Новикова сказала, что можно дополнительно позаниматься после уроков. Я пришла с полной уверенностью, что это будет именно углубленное изучение материала. Однако оказалось, что эти занятия проводились для тех, кто не успевает все усвоить во время урока. Заметив мой интерес, мне предложили ходить в «продвинутую» группу. Здесь мы узнавали много нового и увлекательного из географической науки, учились анализировать, делать выводы, знакомились с объектами на географических картах и, конечно, готовились к олимпиадам».
По словам Лилии, участвовать в олимпиадах по географии она начала с 10 класса. «Но дальше третьего этапа республиканской олимпиады проходить не удавалось. Здесь получала только благодарности за участие. Зато теперь я ежегодно являюсь членом жюри именно третьего этапа республиканской олимпиады (Минской области) по географии. Очень стараюсь быть объективной и проявлять понимание. По себе знаю, насколько подобные соревнования волнительны и напряженны.
К окончанию 11 класса уже был сформирован интерес к географии. Кроме того, в последний год обучения в школе мы с родителями впервые выехали на отдых за границу. Поездка в новое незнакомое место меня сильно впечатлила. Всерьез задумалась связать свою трудовую деятельность в будущем со сферой туризма, а на факультете географии я смогла бы углубиться в изучение данной области и при этом получить необходимые знания для такой работы.
Однако, проучившись на факультете два года, поняла, что меня больше интересует картография и экономическая география. Поэтому, когда настал момент выбирать специализацию, я выбрала экономическую географию».
Тропа науки
Если не считать школьных проектов, то серьезная наука для Лилии Сушкевич началась с написания курсовых работ. Каждая из них становилась для студентки настоящей научной проблемой, которую нужно и очень хочется решить. «Помню, как на первом курсе писала свою первую курсовую работу по опасным природным явлениям. У меня еще не было личного ПК, и я целыми днями просиживала в библиотеке, изучая тему и продумывая каждое слово в тексте. В любую из своих работ, будь то курсовая, дипломная, магистерская или кандидатская диссертации, погружалась с головой. Отдельное спасибо моим научным руководителям, которые показали азы научно-исследовательской деятельности и не дали утонуть в потоке информации».
«С Екатериной Анатольевной Антиповой мы работали над моей кандидатской диссертацией по теме «Пространственно-временная динамика развития электроэнергетики Республики Беларусь», – рассказала Лилия. – Она помогала мне на всех этапах проведения исследования. Мы постоянно встречались для консультаций, она всегда щедро делилась идеями, научила меня вести полноценное научное исследование от построения гипотезы до четкой формулировки выводов. Екатерина Анатольевна уникальный человек, она умеет вдохновлять своих учеников, заряжать энергией и всегда готова поддержать их в трудную минуту. С ней всегда хочется сделать больше, чем запланировано».
Также девушка отметила еще одного научного руководителя, кандидата географических наук, доцента Владимира Михайловича Зайцева. «С Владимиром Михайловичем я начинала уже осознанный научный путь. Мы вместе работали над моей дипломной работой и магистерской диссертацией. Когда-то именно он разглядел во мне начинающего исследователя. С ним мы до сих пор часто работаем вместе, например, разрабатываем содержание для настенных карт, пишем в соавторстве статьи по результатам совместных исследований».
География – это все вокруг нас и мы сами
«В географии вся моя жизнь, – признается Лилия.– Это все вокруг нас, и мы сами. Географическая наука очень широка, она дает огромное поле для проведения научных исследований по самым разным направлениям. Моей самой любимой ветвью географической науки является именно экономическая география, потому как она дает представление о формах, процессах и закономерностях территориальной организации производства. Именно экономическая география отвечает на вопросы эффективного размещения сельского хозяйства, промышленности, транспорта.
В последнее время я занимаюсь изучением феномена отстающих по уровню социально-экономического развития регионов. Это относительно новое поле моих научных интересов. До этого мои исследования затрагивали особенности пространственной организации отраслей промышленности на разных географических уровнях (глобальном, региональном, страновом).
Сейчас изучаю новые подходы к государственному управлению социально-экономическим развитием регионов в контексте смены парадигмы регионального развития, а также работаю над обоснованием включения нового вида – региональной безопасности – в состав национальной безопасности республики, индикаторами ее оценки, выявлением угроз, вызовов и рисков обеспечения национальной безопасности Беларуси в части регионального развития».
Преподавание как возможность поделиться знаниями
Лилия Сушкевич занимается не только научной деятельностью. Молодой ученый преподает студентам факультета географии и геоинформатики «Географию мирового хозяйства». «Стараюсь применять индивидуальный подход к каждому студенту. Мне кажется очень важным научить ребят полезным навыкам, например, работать с информацией, уметь ее находить и систематизировать, анализировать, вычленять главное, строить обоснованные причинно-следственные связи, составлять карты и находить на них нужную информацию. Тщательно готовлюсь к занятиям: ищу интересные примеры, подтверждающие теоретические данные, а также тематический видеоконтент, чтобы было нагляднее. Думаю, для профессиональной подготовки студентов необходимо развивать у них умения публично высказывать свои мысли, презентовать найденную и обработанную информацию, работать в команде. Эти навыки мы отрабатываем на семинарских занятиях. Чтобы занятия были менее формальными, а знания лучше усваивались, провожу их в виде деловых игр, что позволяет мне выступать в роли лишь координатора учебного процесса.
Мне очень нравится преподавать. Это дает возможность поделиться своими знаниями и опытом в тех областях, которые ты сам изучил и продолжаешь исследовать. Ты помогаешь ребятам развивать их профессиональные компетенции и развиваешься вместе с ними».
Географическое положение
Лилия любит путешествовать. По ее словам, знакомство с новой страной делает человека богаче. «Ты знакомишься с историей, традициями и природой другого государства. Это расширяет кругозор и позволяет увидеть окружающий мир под другим углом. Я побывала в России, Польше, Украине, Сербии, Италии и Грузии. Каждая из этих стран неповторима и по-своему уникальна. Подобные путешествия меня вдохновляют и мотивируют на движение вперед». В планах у девушки побывать в Исландии, Швейцарии, Китае, Индии, Австралии, Бразилии и Канаде.
Но не спешите думать, что только далекие страны способны вдохновить нашу героиню. «Я люблю проводить свободное время в деревне, – поделилась Лилия. – Здесь можно насладиться сельским пейзажем, сходить в лес за ягодами и грибами, с пользой провести время в палисаднике или в огороде. Мне нравятся созидательные виды деятельности. Каждую весну вместе с мамой разбиваем клумбы на даче. Особое удовольствие в последнее время мне доставляет строительство, которым мы занимаемся обычно вместе с младшим братом в деревне. В зависимости от настроения занимаюсь разными видами рукоделия. Умею шить, вязать, вышивать, плести из бисера. Все эти занятия помогают отвлечься, дать мозгу отдохнуть, перезагрузиться, чтобы с новыми силами заняться покорением географических высот».
Нам остается только восхищаться энтузиазмом этой девушки, которая занимается такими важными для государства исследованиями. Кто знает, возможно, именно Лилия Сушкевич разработает экономическую стратегию будущего страны. Мы пожелаем ей успехов в работе, научных прорывов и новых источников вдохновения.
Вы никогда не задумывались, почему мексиканские блюда приправлены перцем чили, почему в «теплых» регионах мира предпочитают растительную пищу, а в северных – обилие мясных блюд поражает своим разнообразием? На эти и многие другие вопросы дали ответы участники творческого конкурса в рамках проекта. Кафедрой физической географии мира и образовательных технологий факультета географии и геоинформатики предложена и апробирована новая форма творческого образовательного межгруппового проекта с эвристической составляющей «GASTROGEO: страны и континенты». Одна из приоритетных задач на текущий учебный год для повышения качества образования в условиях трансформации общества и технологий – поиск и внедрение форм неформального типа обучения.
Проект способствует развитию междисциплинарных связей, в нем через призму природных особенностей физико-географического региона рассматриваются культурные традиции жителей регионов. Отличает этот проект от формальных видов гибкость, адаптация под потребности студентов, связь с практикой (обучение через хобби, общественную деятельность и пр.), через органичность и выход учебного процесса за рамки традиционного.
Занятие проведено 14 декабря 2022 года, в конкурсе приняли участие 6 команд из 1, 2 и 55 групп 3 курса факультета географии и геоинформатики БГУ. Участники приготовили блюда регионов мира, подготовили видеоролики и разместили их в телеграмм-канале кафедры физической географии мира и образовательных технологий. На занятии участники презентовали блюдо, представили историю его создания, объяснили взаимосвязь ингредиентов с природными и социально-экономическими особенностями региона.
Команды представили блюда жаркого Мексиканского нагорья, колоритной Южной Африки, пустынной Австралии, сурового Канадского региона, засушливой аргентинской пампы.
Членами жюри выступили декан факультета географии и геоинформатики, разработчик и лектор учебного курса «Физическая география материков» Елена Геннадьевна Кольмакова, заведующий кафедрой физической географии мира и образовательных технологий Екатерина Викторовна Матюшевская, старшие преподаватели Наталья Михайловна Писарчук и Арина Валерьевна Соколова. Жюри оценивали: эффектность презентации блюда, достоверность и логичность истории появления блюда и компоновки ингредиентов, вкусовые и эстетические качества блюда, креативность видеорецепта, а также активности на видеопосты участников.
Победителями конкурса стали студенты 1 группы Елизавета Шувалова, Анастасия Гончарова, Арсений Мотин, Диана Король, представившие традиционные блюда Австралии (мясной пирог и ламингтоны).
Организаторы еще раз поздравляют победителей и выражают благодарность всем участникам проекта.
6 декабря 2022 года в 13-00 в ауд. 213 согласно приказу Ректора БГУ № 630-ОД от 26.10.2022 г. состоится заседание Объединенного научного семинара факультета географии и геоинформатики БГУ по предварительной экспертизе диссертации Тойбнер Елены Анатольевны на тему «Структурно-текстурные особенности магматических и метаморфических пород кристаллического фундамента Беларуси на основе цифровой петрографии», представленной на соискание учёной степени кандидата геолого-минералогических наук по специальности 25.01.01 – Общая и региональная геология.
Научный руководитель: доцент кафедры региональной геологии факультета географии и геоинформатики БГУ, кандидат геолого-минералогических наук Самодуров Владимир Петрович.
Экспертная комиссия:
Председатель комиссии: Литвинюк Георгий Иванович, кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры региональной геологии факультета географии и геоинформатики БГУ, доцент;
Члены комиссии:
Комаровский Михаил Евгеньевич, кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры региональной геологии факультета географии и геоинформатики БГУ, доцент.
Гуринович Марина Петровна, кандидат геолого-минералогических наук, начальник отдела геологии и минерагении кристаллического фундамента филиала «Институт геологии» Государственного предприятия «Научно-производственный центр по геологии».
ПРИГЛАШАЮТСЯ ЧЛЕНЫ СЕМИНАРА И ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ!
Команда факультета географии и геоинформатики завоевала «Кубок первокурсника БГУ – 2022». Также на счету ребят победа в специальных номинациях «Лучшее видео» и «Лучшая визитка».
Второе место занял военный факультет, также курсанты стали лучшими в прохождении туртропы. Бронзовый призер соревнования – сборная юридического факультета.
Сильнейшим в номинации «Лучший творческий номер» оказался физический факультет. «Лучшее фото» сделала сборная факультета журналистики.
Напомним, конкурс прошел 24 сентября между 11 факультетскими сборными первокурсников БГУ. Все заявленные испытания были объединены темой «20-летие БРСМ» и включали визитку команды, туристическую полосу, творческий и песенный конкурсы и др.
Конкурс направлен на создание условий для творческой реализации молодежи, стимулирование ее интереса к спортивной и общественной деятельности, а также формирование чувства сопричастности к сохранению и развитию традиций университета.
Организатором конкурса выступил БРСМ БГУ.
В 2021 году открыла двери для юных граждан Республики Беларусь новая школа Минска под номером 225. Силами руководства и учащихся в школе был создан зимний сад, представляющий собой красивый и современный пример интерьерного озеленения. 24 июня аспирант факультета географии и геоинформатики БГУ, а по совместительству заведующая оранжерей факультета географии и геоинформатики Ковалева Маргарита Викторовна прочитала лекцию по биогеографии учащимся школы. Школьники – будущие абитуриенты факультета географии и геоинформатики ;) – узнали много интересных фактов из мира растений и продемонстрировали недюжинную эрудицию!
В 2022-2023 учебном году увлеченные географией учащиеся школы и студенты кафедры физической географии мира и образовательных технологий, изучающие предмет «декоративная дендрология и фитодизайн», планируют разработать проект озеленения школьного двора, пополнив перечень привлекательных для минчан и гостей столицы объектов Первомайского района.
P.S. А еще мы знаем, что такое «зеленые крыши» и как их создавать ;) Можем научить!