1-2 ноября 2022 г. на факультете географии и геоинформатики состоялся II Республиканский научно-методический семинар работников средней и высшей школы Республики Беларусь «Педагогическая мастерская MASTER GEO – 2022», приуроченный к 101-летию со дня основания флагмана белорусского образования – Белорусского государственного университета.

Мероприятие организовала кафедра физической географии мира и образовательных технологий, обеспечивающая на протяжении всей истории становления и развития нашего факультета связь и взаимодействие средней и высшей школы в сфере географического образования. Деятельность кафедры посвящена подготовке высококвалифицированных кадров для науки и педагогики, пропаганде научных знаний в области географии, разработке основных направлений учебно-методической деятельности в среднем и высшем образовании, внедрению педагогических инноваций на основе сформированной системы непрерывного педагогического географического образования.

Хедлайнером научно-методического семинара выступила заместитель декана по учебной работе факультета географии и геоинформатики кандидат географических наук, доцент Кольмакова Елена Геннадьевна – автор учебников и учебно-методических пособий по географии для средней школы, лауреат премии имени А.Н. Севченко 2022 года в номинации «Образование».

Цель семинара – обмен практическим и теоретическим опытом педагогов средней и высшей школы, обсуждение актуальных проблем и перспектив развития географического образования в Республике Беларусь, а также профориентационная работа с будущими абитуриентами.

Проблемное поле педагогической мастерской составили наиболее актуальные вопросы развития образовательной деятельности и совершенствования учебного процесса применительно к географии: информационно-коммуникационные технологии в преподавании географических дисциплин; интеграция классической и дистанционной форм обучения; инновационные педагогические технологии в географическом образовании; популяризация географических знаний; реализация дополнительного образования краеведческой направленности.

Мероприятие проходило в очно-дистанционном формате. Открыл работу научно-методического семинара первый проректор Белорусского государственного университета кандидат географических наук, доцент Курлович Дмитрий Мирославович. С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась заведующий кафедрой физической географии мира и образовательных технологий, кандидат географических наук, доцент Матюшевская Екатерина Викторовна.

Начало пленарному заседанию было положено выступлением Кольмаковой Елены Геннадьевны, представившей многочисленным слушателям  доклад «Технология эвристического обучения: методология и реализация в географии», вызвавший большой интерес аудитории. О методических аспектах использования в образовательном процессе учебных изданий по учебному предмету "Человек и мир" рассказала Сарычева Ольга Владимировна, начальник методического центра Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. Бугаева Елена Владимировна, начальник отдела физико-математических и естественнонаучных дисциплин ГУО «Могилевский государственный институт развития образования» познакомила присутствующих с такой новой формой краеведческой работы, как «географический стартап».

После пленарного заседания научно-методический семинар продолжил работу в формате мастер-классов на двух секционных заседаниях, модераторами которых выступили Кольмакова Елена Геннадьевна и старший преподаватель кафедры физической географии мира и образовательных технологий, автор учебных пособий по технологиям электронного обучения Ермолович Марина Михайловна. Участникам семинара были представлены учебно-методические разработки высококвалифицированных педагогов, успешно внедряющих новые, инновационные методы профессиональной деятельности и готовых поделиться ими с коллегами: «Графическая речь как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках географии» учителя географии ГУО «Гимназия № 2 г. Могилева» Прохоровой Светланы Владимировны; «Настольные игры по географии как элемент активизации учебной деятельности и творческого взаимодействия» учителя географии ГУО «Средняя школа №168 г. Минска» Шляхтовой Натальи Вячеславовны; «Где мало слов, там вес они имеют» учителя географии ГУО «Средняя школа № 3 имени В.М. Усова г. Гродно» Садомцевой Вероники Мечиславовны, «Организация и проведение географических турниров» учителя географии ГУО «Гимназия № 29 г. Минска» Любинской Юлии Владимировны, «Способы визуализации» и «Формирование читательской грамотности» учителя географии ГУО «Средняя школа №1 г. Дрогичина» Неред Елены Михайловны, «Как знаменитые ораторы, философы и математики помогают изучать географию» учителя географии ГУО «Лицей № 1 г. Минска» Тарасенок Елены Николаевны, «Живая газета» учителя географии ГУО «Средняя школа № 23 г. Борисова»  Маркович Вероники Анатольевны, «Педагогическая кухня. Рецепт успешного урока» учителя географии ГУО «Средняя школа № 19 г. Бобруйска» Шумовской Натальи Александровны и Бугаевой Елены Владимировны.

Последующая работа мероприятия была реализована в форме семинара, на котором был заслушан ряд сообщений по наиболее актуальным вопросам современных образовательных трендов. Научно-методическая деятельность высшей школы была отражена в докладах «Инновации в учебно-методическом комплексе по физической географии для 6 классов учреждений общего среднего образования» Кольмаковой Елены Геннадьевны и «Практико-ориентированный подход в популяризации географических знаний» кандидата географических наук, доцента, доцента кафедры географии и природопользования ГУО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» Токарчука Олега Васильевича. Представители средней школы доложили о возможности электронных сервисов и образовательных платформ на уроках географии (Шляхтова Наталья Вячеславовна), об использовании информационно-коммуникационных технологий при изучении школьного курса географии  (учитель информатики ГУО «Антоновская средняя школа» Кравчук Сергей Васильевич), о краеведах Оршанщины (учитель географии ГУО «Средняя школа № 2 г. Орша» Жуковский Виктор Васильевич), популяризации географических знаний через использование событийного подхода краеведческой направленности во внеурочной деятельности (учитель географии ГУО «Гимназия г. Рогачева» Нестерович Наталья Анатольевна), развитии интеллектуально–творческого потенциала учащихся на учебных занятиях по географии посредством использования маршрутных листов (учитель географии ГУО «Гимназия № 31 г. Минска» Захарченя Татьяна Леонидовна).

Также в рамках научно-методического семинара была организована работа «Творческой мастерской юных географов» под руководством старшего преподавателя кафедры физической географии мира и образовательных технологий, руководителя научно-исследовательского кружка студентов, магистрантов и аспирантов «Terra cognita» Соколовой Арины Валерьевны. Секретарем мастерской выступила аспирант кафедры физической географии мира и образовательных технологий Ковалева Маргарита Викторовна. Учащиеся 5-11 классов средних школ и гимназий Беларуси, а также члены кружка – студенты кафедры – выступили с докладами и приняли активное участие в их обсуждении.
Наиболее активное участие в работе "Творческой мастерской юных географов" приняли учащиеся ГУО "Средняя школа  №51 г. Минска" под руководством учителя географии Шепелькевич Светланы Адамовны.

Евтуховская Анна, учащаяся 11 класса ГУО «Средняя школа № 145 г. Минска», представила сообщение на тему: «Обобщение и популяризация активной исследовательской деятельности учащихся средней школы 145 г. Минска в сфере экологических, экономико-географических и краеведческих знаний». Владыко Евгений, учащийся 11 класса ГУО «Средняя школа №137 г. Минска имени П.М. Машерова», рассказал о результатах своих научных исследований по дифференциации городов Республики Беларусь по качеству жизни населения. Денисенко Дарья, учащаяся 10 класса ГУО «Гимназия №1 г. Ошмяны», дала оценку аттрактивности геологических памятников природы Ошмянского района. Манкевич Артем, учащийся 9 класса ГУО «Ахремовская средняя школа Браславского района», рассказал участникам и гостям творческой мастерской о парке «Бельмонты» – богатом наследии малой родины. Ответ на вопрос «Почему наступает «бабье лето»?» уверенно дали учащиеся 9 класса ГУО «Средняя школа № 162 г. Минска» Таболич Антонина и Тур Полина. Также на мероприятии были представлен групповой исследовательский проект студентов 4 курса специальности «География (научно-педагогическая деятельность)» факультета географии и геоинформатики Фомина Артема и Мачкова Артура «Разработка тестовых заданий по физической географии для 6 и 7 классов учреждений общего среднего образования».

В завершение семинара состоялся круглый стол формата «свободный микрофон», послуживший площадкой для дискуссии о наиболее актуальных аспектах учебно-методической работы в условиях развития современных образовательных трендов и выработки практических рекомендаций научно-методического семинара.

Для участников мероприятия были организованы экскурсии в Музей землеведения и оранжерею факультета.

Всего в работе научно-методического семинара приняли активное участие свыше 150 представителей средних и высших учебных учреждений – педагогов и учащихся – из около 50 населенных пунктов Республики Беларусь, в том числе более 50 – дистанционно, в формате видеоконференции.

Материалы участников будут опубликованы в электронном издании «Материалы II Республиканского научно-методического семинара работников средней и высшей школы Республики Беларусь «Педагогическая мастерская MASTER GEO – 2022» и доступны в Электронной библиотеке БГУ.

Фотоотчет о проведенном мероприятии доступен здесь:

 

https://drive.google.com/drive/u/1/folders/1r1xrVjB6edgnzJkk6JOBpbAt2VFzpV2w

 Доклады и материалы семинара позволяют констатировать, что поставленные задачи решены, цель семинара достигнута. Участники семинара высоко оценили проведенное мероприятие и высказали пожелание о проведении его в расширенном формате на регулярной основе.

По результатам II Республиканского научно-методического семинара работников средней и высшей школы Республики Беларусь в ходе работы круглого стола участники высказали следующие рекомендации:

– ходатайствовать перед Министерством образования об увеличении часов, выделяемых на учебный предмет «География», особенно в 6-7 классах;

– приглашать на Педагогическую мастерскую руководителей методических объединений и представителей из Министерства образования Республики Беларусь;

– запланировать в рамках Педагогической мастерской тренинги психологов для профилактики профессионального выгорания;

– включить в программу следующего Семинара экскурсии на промышленные объекты.

Республиканский научно-методический семинар в формате педагогической мастерской – это особый шаг на пути открытия новых и перспективных горизонтов профессиональной деятельности педагогов – географов, который ставит новые задачи, но при этом открывает новые возможности и является значительным шагом в развитии профессионального педагогического образования, поскольку способствует обмену мнениями между педагогами и учеными, обеспечивает обратную связь между наукой и практикой, между высшей и средней школой.

Информационный партнёр мероприятия – издательство «Аверсэв». В работе семинара приняла участие представитель издательства Золотарева Екатерина.

До новых встреч, уважаемые коллеги!